Ангоб (краска в керамике)
Краска ангоб – это один из наиболее древних видов красок, используемых в керамическом искусстве для украшения глиняных изделий. Её использование восходит к древним цивилизациям, таким как античные греки и римляне, а также культурам Месопотамии и Древнего Египта. С течением времени краска ангоб приобрела свои собственные технологии и традиции применения, став неотъемлемой частью мирового наследия керамики.
История
Изначально краска ангоб была создана путем разведения глины с природными оксидами металлов, такими как железо, марганец или медь. Это позволяло художникам наносить различные оттенки и узоры на предметы керамики перед обжигом. Такие техники украшения глиняной посуды и фигур были широко распространены в различных культурах, благодаря чему краска ангоб стала символом исторического развития керамики. Технику ангобирования применяли античные керамисты и мастера итальянской майолики в эпоху Возрождения. Они использовали белый ангоб в качестве «подкладки» для росписи изделия из красной или серой глины и писали красками по сырому белому ангобу (аналогично фреске). Такую керамику называют полуфаянсом, в отличие от настоящего фаянса с белым «черепком».
На Руси гончары называли покрытие белой глиной: «побела». В XVII—XVIII веках схожую технику именовали по-французски, в том числе в России: «пат-сюр-пат» («масса на массу»). Ангобы в технике сграффито использовал знаменитый английский мастер-керамист Джозайя Веджвуд. Близкий термин: болюс (название мелкозернистой железистой глины различных цветов). После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом производится поверх этого покрытия. Ангобы применяют в производстве цветного кирпича и двуслойных фасадно-облицовочных материалов.
Особенности
Краска ангоб имеет ряд особенностей, которые делают её уникальной в керамическом искусстве. Во-первых, она наносится на сырую глину, что позволяет ей впитаться и стать одной с поверхностью изделия. Во-вторых, при обжиге краска ангоб соединяется с глиной, образуя стойкий керамический слой, который сохраняет яркость и насыщенность цвета. Наконец, краска ангоб может быть нанесена различными методами, от простого нанесения кистью до использования специальных техник, таких как лепестковая роспись. Основная функция ангоба — маскировка грубой фактуры или нежелательного цвета черепка (обожжённой глины). Помимо сплошного или частичного покрытия изделий, используют роспись цветными ангобами, технику сграффито и другие приёмы.
Роспись ангобами после обжига даёт чистый цвет и слегка рельефный рисунок. Ангоб наносят на изделие кистью или специальным шприцем, аналогичному тем, что применяют в кулинарии. Если роспись состоит из отдельных элементов, пространство между ними покрывают солями металлов, оставляя естественный цвет глины вокруг рисунка. Соли наносят кистью. Ангобы дают чёткий рисунок; соли же — мягкий контур, прозрачный цвет, расплывчатую линию. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками: пигментами из оксидов металлов).
Применение
Краска ангоб используется для украшения различных изделий из глины, включая посуду, вазы, фигуры и панно. Она позволяет художникам создавать разнообразные узоры, изображения и декоративные элементы, что делает каждое изделие уникальным и индивидуальным. Благодаря своей универсальности, краска ангоб нашла применение в различных стилях и направлениях керамического искусства, от традиционных этнических мотивов до современных авангардных течений.
Заключение
Краска ангоб – это важная часть керамического искусства, которая продолжает вдохновлять художников и зрителей своей богатой историей и возможностями для творчества. Её уникальные свойства делают её незаменимой для создания потрясающих произведений керамики, привлекая внимание красотой и мастерством ремесла.
Фото обложки: Freepik
